Роман БайловРоман Байлов: «На банкете мне предложили притвориться официантом»

Природное обаяние и общительность свойственны ведущему солисту Волгоградского музыкального театра Роману Байлову. Мы встретились накануне его отъезда в Тулу, куда театр отправился на летние гастроли.

Просто совпало

Молодой, но уже очень востребованный артист не лишен чувства юмора. Когда он шутит с серьезным лицом, его карие глаза лукаво блестят.

– Расскажите немного о себе...
– Родился 30 ноября 1977 года в Димитровграде Ульяновской области...
– Вот тебе раз: у вас юбилей – 35 лет, а впереди еще один – родного театра, которому в октябре этого года исполняется 80.
– Да, совпадение... На этой окрыляющей ноте продолжу: окончил дирижерско-хоровое отделение Димитровградского музыкального училища и вокальный факультет Казанской государственной консерватории. С 2001 года служил в Марийском государственном театре оперы и балета, через три года был принят в Волгоградский музыкальный театр. Сотрудничаю с театром «Царицынская опера», Волгоградским симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов, институтом искусства имени Серебрякова... Становился лауреатом областных, республиканских и всероссийских конкурсов, но больше всего горжусь званием лауреата Государственной премии Волгоградской области в номинации «Театральное искусство» (2010 г.)
– Что вас радует сегодня?
– Исполнилась давняя мечта – спеть Каварадосси в «Тоске» (спектакль с успехом идет в «Царицынской опере»). Вдохновляет совместная работа с талантливыми людьми: режиссером-постановщиком Мариинского театра, заслуженным деятелем искусств России Иркином Габитовым, штатным дирижером Мариинки итальянцем Фабио Мастранжело, народным артистом России Виктором Черноморцевым. Дорог мне творческий союз с известным бардом (вице-спикером Волгоградской городской думы) Сергеем Коноваловым, который привел меня в авторскую песню, а я его – в романсовую лирику...
Волгоград город неординарный. Ну, где бы еще мне удалось одновременно спеть двух Моцартов? А здесь – пожалуйста: в двух театрах, в разных костюмах и декорациях. Как артисту, мне это было безумно интересно...

Без вариантов

– Есть ли правило, от которого вы не отступаете?
– Всегда выхожу на сцену трезвый (смеется). Не соглашаюсь на участие в сомнительных проектах, даже за большие деньги. Недавно предлагали вариант: поработать на банкете у «важного дяди» официантом, а потом «вдруг» запеть оперную арию. Это не для меня: сапожник и пирожник – разные профессии...
– Вы хороши в оперетте и в опере. Как вам удается сочетать два жанра?
– Огорчает, что многие считают: если прилично поет, то надо в опере работать, если поет похуже – в оперетте... Для меня пример Юрий Петрович Веденеев, сохранивший прекрасное звучание голоса и с одинаковым успехом певший и в московской оперетте, и в Большом театре... С одинаковой любовью отношусь и к опере, и к оперетте. Я – за качественный музыкальный театр, с хорошим исполнительским уровнем и сильной режиссурой.
– Вы, как правило, участвуете в концертах, бенефисах, капустниках... Откуда столько энергии?
– Я жадный до работы. Боюсь что-то не успеть. Наблюдал немало (без преувеличения) трагических случаев, когда актер или актриса что-то не доиграли, не спели.

Мы вернулись

– Как съездили в Екатеринбург на 4-й Международный конкурс артистов оперетты и мюзикла?
– Сразу поправка: в Екатеринбург я ездил с ведущим солистом Леней Маркиным. Провожая нас, директор театра Дмитрий Васильевич Асеев (в шутку и всерьез) сказал: «Только не принимайте приглашения работать из других театров. Возвращайтесь...».
Мы вернулись. Впечатления разные. Была возможность сравнить уровень разных театров России и зарубежья. В некоторых аспектах мы погордились своей «альма-матер».
А на конкурсах порой заранее можно догадаться о распределении мест. Часто побеждают ученики членов жюри. Так было, есть и будет...
– Ваш взгляд на искусство в современном обществе?
– Об искусстве в целом говорить не решусь. Что же касается музыкального театра, замечу: конечно, есть перекос в сторону мюзикла. И это не всегда плохо. Но обидно, когда литературная основа и музыка невысокого уровня. Пуччини сказал в свое время: «Задача театра не развлекать, а заинтересовать, поразить и растрогать...».
– А у вас есть неспетые партии и несыгранные спектакли?
– С большим удовольствием сыграл бы каскадного Бони в «Сильве» Имре Кальмана вместо главной роли Эдвина, которого я играю в этом спектакле. Печалит, что не идут сейчас «Баядера», «Граф Люксембург», «Марица», «Цыганский барон»... Они всегда были хорошей школой для молодых артистов, а уж мастерам такая возможность показать в них себя. Опереточная классика должна вернуться в репертуар!
– Кроме пения, какие у вас увлечения?
– Ну, пение – это, наверное, не увлечение, а образ жизни и ... диагноз. К тому же театр требует полной отдачи. Но если откровенно, с детства люблю лошадей и собак (особенно лаек). Когда выкраиваю паузу зимой, катаюсь на лыжах и коньках, летом плаваю. Отпуск предпочитаю проводить у родителей...
– Есть ли у вас талисман? Верите ли в приметы?
– Я православный. Перед выходом на сцену могу перекреститься. На все свои гастроли и в творческие поездки беру с собой старую игрушку. Но это не талисман, а скорее связь с домом, теплые воспоминания...
– Кто вы по гороскопу и следуете ли ему в жизни?
– Стрелец и Змея. Почитываю иногда о том, «кто есть кто», многое совпадает. Но уверен, что человек сам способен менять свою судьбу, независимо от гороскопов...
– Вы гурман?
– Гурман. Иногда готовлю сам. Тем, кто пробовал, нравится. Когда спрашивают о любимых блюдах, всегда отвечаю: «Люблю все, что готовит мама». Она никогда не повторяется в рецептах, но неизменными остаются щи и манты. И в отпуске отрываюсь по полной.

 

P. S.: По признанию Романа, каждый выход на сцену для него – настоящий экзамен. Он предан театру, переживает за все, что в нем происходит, знает о своих неудачах и не боится признаться в них самому себе. Вот что сказал о нем Отар Джангишерашвили, народный артист России, председатель Волгоградского регионального отделения Союза театральных деятелей России (Роман – коллега Отара Ивановича по общественной работе, немало сделал для организации концертных программ, в частности, для ветеранов волгоградских театров):

– Рома Байлов – ответственный человек, не из тех, кто потирает руки от успеха и себе же шепчет: мол, ну а теперь можно расслабиться. Одолев задуманное, Роман снова пускается в творческий поиск. И так не только в общественной жизни, но и в своей артистической деятельности. Ну и, конечно, Байлов не без таланта, все это и помогает ему быть на дружеской ноге со многими музами, в том числе и нашей – драматической.

Александр Добрушин