АА

История театра

Волгоградский музыкальный театр – правопреемник 2-го Государственного Сталинградского рабочего театра, созданного постановлением Нижневолжского крайкома ВКП(б) от 8 декабря 1931 года,  Сталинградского краевого/областного театра музыкальной комедии и Волгоградского областного театра музыкальной комедии. Волгоградский музыкальный театр имеет большую и яркую творческую биографию, историю, неразрывно связанную со славной историей и культурой нашего города и страны. Сегодня – это старейший музыкальный театр на Волге, имеющий незабываемые военные страницы в своей биографии, это театр, который всегда находился в первой пятёрке лучших творческих коллективов страны, работающих в жанре оперетты и музыкальной комедии.

Архаичное понятие «музкомедия»

Нередко, волгоградцы и гости города, помня прежнее название театра – «музкомедия», до сих пор его так по старинке величают.  Однако еще в 1995 году, в соответствии с постановлением главы администрации Волгограда от 10 августа 1995 года №560, наш театр обрел статус «музыкального театра» и впредь правильным будет называть нас именно так. Вы можете спросить – а что творческому коллективу и зрителям дает подобное переименование? Новый статус позволил расширить жанровый диапазон, благодаря чему сейчас в театре помимо оперетты и музыкальных комедий, можно увидеть оперную и балетную классику.

А теперь самое время познакомиться с историей театра, которая настолько ярка, что начинаешь сожалеть – почему господа кинематографисты до сих пор не сняли фильм о Волгоградском музыкальном театре?

Все началось с «Холопки»

В ноябре 1932 года в старинном здании театра «Конкордия», что располагалось на живописном берегу р. Царица, впервые поднялся занавес Сталинградского театра музыкальной комедии. Труппа в полном составе вышла на сцену в оперетте Н. Стрельникова «Холопка». Молодой театр  заявил о себе ярко и талантливо. Большая подготовительная работа позволила сталинградской музкомедии в первый же сезон представить зрителю 13 премьерных спектаклей и завершить его гастролями в Москве, Киеве и Харькове. Так началась биография старейшего на Волге музыкального театра.

Афиша в газете Сталинградская правда 1941 года Последующие сезоны также можно назвать удачными. С большим успехом идут такие замечательные произведения, как «Продавец птиц» К. Целлера, «Колокола Корневиля» Р. Планкетта, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Марица» И. Кальмана, «Цыганский барон» И. Штрауса. Но нужны были и новые, свежие произведения. Значительным достижением творческого коллектива стала постановка оперетты А. Рябова «Сорочинская ярмарка» на гоголевский сюжет. Подлинным этапным шагом в развитии музкомедии стала «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова. В 1938 году зрители увидели ещё одну новую оперетту «Золотая долина» И. Дунаевского. В театре сложился по-настоящему творческий, талантливый коллектив. Самыми популярными в ту пору стали имена ведущих артистов театра А. Ильинского, Ю. Майской, Е. Скопиной, Г. Палей, П. Литхена, И. Леонгарова, А. Аренского, П. Бархаша, Д. Дашковской, солистов балета Н. Герасимчук, С. Магицкой, А. Соколовой, А. Мозгина, В. Перковича, дирижёров А. Гевиксмана и Д. Палея и др.

Афиша Сталинградского театра оперетты с 30 августа по 2 сентября 1941 года в газете Сталинградская правда В 1938 году труппу театра возглавил Юрий Дмитриевич Ерофеев, человек большой души и эрудиции, ученик К.С. Станиславского, умевший добиваться от артистов ансамблевости и привносивший ощущение праздника в атмосферу каждого спектакля. Первой его работой на сцене сталинградской музкомедии стала оперетта «Сотый тигр» Б. Александрова, успешными были постановки «Прекрасной Елены» Ж. Оффенбаха, «Кето и Котэ» Г. Долидзе, оперетт «На берегу Амура» Блантера, «Соловьиный сад» Заславского. Всего три довоенных года довелось коллективу театра работать с этим замечательным режиссёром, он погиб на Ленинградском фронте, в первый год войны, уйдя на фронт добровольцем в составе коммунистического батальона.

Вернуться, несмотря на разруху

Великая Отечественная война… Было потеряно всё – начиная от здания театра и заканчивая реквизитом. Всё, кроме желания работать, желания в эти тяжелейшие для всей страны годы нести людям радость, надежду на будущее, вселять в них силы для созидания новой жизни. Сталинградский театр оперетты пережил вместе со всем городом страшную бомбардировку города. В годы эвакуации в Казани и в Омске ни на минуту не прекращалась творческая работа, восстанавливались прежние спектакли, создавались новые. Сталинградцам официально было предложено остаться в Омске для создания Музыкального театра, но как только было получено победное сообщение о разгроме фашистов на Волге, труппа в полном составе решила вернуться в родной город.

Балет на фоне завода

Оперетта первой вошла в разрушенный послевоенный Сталинград. Артистов принял знаменитый тракторный завод, отдавший под театр отремонтированное здание клуба ФЗУ. Помещение не отапливалось, зрители сидели в шубах и валенках, но зал был всегда переполнен – так велика была любовь сталинградцев к своему театру. Коллектив работал почти без выходных, давая спектакли и концерты, работая в черкасовских бригадах, восстанавливая город из руин. Даже в этих тяжелых условиях творчество не прекращалось: театр ставил новые спектакли, осваивал новые жанры. Первые послевоенные премьеры – опера В. Энке «Любовь Яровая» в постановке А. Ильинского и балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в постановке молодого хореографа И. Брижинского.

Творческая лаборатория на Волге

В 1952 году театр обрёл свой новый дом на Набережной Волги, где получил свою постоянную «прописку». В 50-е годы репертуар театра расширяется. С 1957 года театр начинает развиваться в сторону музыкального театра. Здесь идут оперы «Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, балеты «Красный мак» Глиэра, «Эсмеральда» Пуни, классические оперетты «Перикола» Оффенбаха, «Продавец птиц» Целлера, «Корневильские колокола» Планкетта, советские музыкальные комедии «Свадьба в Малиновке» Александрова, «Поют Сталинградцы» Листова и др.

В 60-70-е годы вся страна знает театр как всесоюзную лабораторию советской оперетты. С коллективом активно сотрудничают известные композиторы Соловьёв-Седой, Семёнов, Цабадзе, Минх, Листов и др. В волгоградской музкомедии впервые увидели свет произведения «Севастопольский вальс», «Мечтатели», «Мелодии снежных гор», «Итальянский роман», «Сталинград-42». За создание оперетты       Г. Цабадзе «Мелодия снежных гор» театр в 1972 году был удостоен Государственной премии СССР, несколькими годами позже награжден премией за создание спектакля «Требуется героиня» В. Баснера.

Хранить и развивать заложенные традиции  выпало главному режиссёру Ю.Г. Генину, главному дирижёру Д.Д. Пекарскому, главному балетмейстеру К.В. Ставскому, главному художнику Ф.М. Красину. На основе коллектива музыкантов театра музкомедии в городе создается первый симфонический оркестр. Эту работу начинал ещё в послевоенные годы главный дирижёр театра С. Халаджиев, эстафету принял главный дирижер театра Д. Пекарский, а позже и А.Гончаров. Обновляя классический репертуар, театр обращается к произведениям Кальмана, Легара, Штрауса. Миллёкера, Оффенбаха, Зуппе, Абрахама. Одним из первых в России театр поставил мюзикл Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»… И снова плеяда замечательных имён: Т. Папина, Н. Куралесина, Ю. Богданов, В. Живаго, Л. Моисеева, Л. Андреева, М. Галимханова, Г. Шатовский, Г. Славинский, Ю. Чиркин, В. Христенко, М. Таубе, Ю. Чернов, Ю. Громов, Г. Семёнов, В. Вржесинский… Идёт интересная творческая работа.

Возрождение в 90-е

90-е годы принесли театру нелёгкие испытания. На долгие пять лет театр закрывается на ремонт, но за эти годы, проведённые на чужих площадках, театр продолжает создавать новые постановки, концертные программы, давать бенефисы актёров. В 1995 году Волгоградский театр музыкальной комедии получил статус Музыкального театра. Этапной постановкой стала опера Дж. Верди «Травиата», осуществлённая творческим коллективом под руководством главного дирижёра В.Н. Венедиктова. Творческий потенциал музыкантов оркестра, актёрской, хоровой и балетной труппы позволяет театру осваивать такие жанры как опера и балет. На сегодняшний день театр имеет в своём репертуаре оперы, принадлежащие золотому фонду мировой классики.

Сцена театра прославлена именами выдающихся мастеров музыкального опереточного жанра: здесь работали Г. Чарская, С. Ушаков, Д. Данильский, А. Ильинский, А. Аренский, Г. Гросс, Ю. Богданов, Н. Куралесина, Н. Утина, Т. Энгель, Ю. Чернов, Г. Палей, А. Воробьева, В. Живаго, Т. Папина, Л. Моисеева, Т. Русабров, М. Таубе, Т. Тесля, В. Вржесинский, Г. Шатовский, Ю. Чиркин и многие другие, кто своим талантом и преданностью искусству создавал и поддерживал высокую творческую репутацию театра.

Звёздную эстафету корифеев театра приняли новые поколения талантливых артистов: Лада Семёнова, Анна Стрельбицкая, Наталья Мещерякова, Татьяна Жданова. Ирина Вайзбулат, Александр Кутявин, Роман Байлов, Андрей Жданов, Владимир Колявкин, Игорь Шумский… Сегодня театр имеет крепкую актёрскую труппу, основу которой составляют мастера старшего поколения - Мадина Галимханова, Алла Гончарова, Людмила Путиловская, Нина Рыковская, Михаил Королёв, Игорь Третьяков, Геннадий Славинский и другие.

На региональных театральных фестивалях и конкурсах, проводимых в Волгограде российской еженедельной газетой «Интер» и Волгоградским отделением СТД РФ (ВТО), первыми премиями отмечены спектакли «Летучая мышь» И. Штрауса (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств России и Казахстана Б. А. Рябикин, дирижер А. П. Смирнов, художник М. В. Мурзин), «Риголетто» Дж. Верди (постановщики те же), «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (режиссер-постановщик В. Г. Милков, дирижер А. П. Смирнов, художник М. В. Мурзин), «Фаворит» М. Самойлова (режиссер-постановщик В. Г. Милков, дирижер Н. А. Федоренко, художник М. В. Мурзин). В 2003 году впервые стали лауреатами премии города-героя Волгограда в области литературы и искусства за театральную постановку музыкально-поэтической композиции «Великий подвиг Сталинграда», посвященную 60-летию Победы в Сталинградской битве, автор сценария и режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ М. С. Ковальчик, дирижер А. П. Смирнов, художник М. В. Мурзин.

С 2000 года театр проводит ежегодный межрегиональный «Рождественский» фестиваль юных музыкантов, в 2001 году состоялся первый оперный фестиваль «Осенняя Волга» с участием солистов оперных театров России и ближнего зарубежья. В 2002 году Волгоградский муниципальный Музыкальный театр отметил 70 лет со дня своего основания фестивалем оперетты «Звезды театра сияют для Вас». В октябре 2004 года дан старт новому проекту театра – Фестивалю оперетты имени народной артистки России Тамары Папиной, почетного гражданина города-героя Волгограда. В нем приняли участие ведущие солисты театров оперетты Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Саратова, Ставрополя. В 2007 году фестиваль прошёл под знаком 80-летия со дня рождения Т.Ф. Папиной.

За свою историю театр осуществил более четырёхсот постановок, побывал на гастролях более чем в 200 городах России и бывшего Советского Союза, в последние годы театр выезжал на гастроли в Севастополь, Сочи, Евпаторию, Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Элисту, Мичуринск и неоднократно в Тулу. Артисты театра демонстрировали свое искусство за рубежом, принимая участие в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях.

Волгоградцы вправе гордиться своим музыкальным театром, а весь наш творческий коллектив готов снова и снова, не покладая рук, работать, творить и радовать своим искусством любимого зрителя!

 

Видеосюжет


 
Поделиться: