Людмила Путиловская:
«О пирожных меня заставляет забыть... позвоночник моего коллеги»
Многие женщины, и особенно актрисы, относятся к своим юбилеям без восторга. Но только не солистка-вокалистка Волгоградского музыкального театра, заслуженная артистка России, сыгравшая более 100 ролей, Людмила Путиловская. Она о своем надвигающемся юбилее говорит так: «Когда речь заходит о днях рождениях и юбилеях, я всегда вспоминаю слова великой Татьяны Шмыги, которая говорила: «Я не чувствую возраста, потому что я иду на одной улице жизни, а возраст – идет по другой». Людмила Путиловская не просто в блестящей форме, она чувствует ритм времени, а это не всегда под силу даже молодым. Помимо игры в Волгоградском музыкальном театре, в котором она неизменно служит почти четыре десятка лет, она снималась в рекламе модной одежды, ходит в туфлях на высоченной танкетке и в ее лексиконе есть словечко «шокинг». Поэтому и собеседник из такого юбиляра получился умным, легким и интересным.
Опасная любовь хулигана
- Людмила Владимировна, все девочки в советское время хотели быть учителями или докторами. Вы в детстве кукол не лечили?
- Врачом не мечтала быть, но с медицинским персоналом судьба меня столкнула еще в юном возрасте. Когда мне было лет десять, на катке один хулиган, который был влюблен в меня, сделал мне подножку. Видно, таким образом он решил выразить свои чувства, а я между тем попала в госпиталь с переломом руки. Там я перед больными пела песни и читала стихи из только что вышедшего фильма «Гусарская баллада».
- Аплодисменты были?
- Не без этого. Когда выписалась, решила устроить во дворе театр. Гримерками нам служил подъезд, декорации создавались при помощи покрывала и тканей, висевших на бельевой веревке, натянутой от дерева к дереву. Проблема была с занавесом: его сложно было создать, посему выступали без него. Так что я, сама не зная этого, стала одним из последователей современного театрального искусства. После школы училась на театральном, а в начале 70-х как пришла работать в Музыкальный театр, так и служу здесь по сей день, никогда и не помышляя его сменить.
- Спустя годы работы в театре что бы вы посоветовали тем мальчишкам и девчонкам, которые рвутся на актерское поприще? Будете их отговаривать: мол, профессия нелегкая, неблагодарная или же скажете: «Дерзайте!»?
- Нет, если человек хочет, он должен попробовать, чтобы потом не жалеть. Но прежде чем бросаться в актерское дело, надо понимать, какая нынче жесткая конкуренция. Сейчас столько красивых, умных и интересных артистов, что в их среде легко затеряться и заработать немало комплексов.
Артист должен быть щепетильным
- Как-то в антракте в коридоре служебного помещения музыкального театра, где я шла в гримерку брать интервью у одного из артистов, стала невольным свидетелем того, как вы разговаривали с гримером-постижером театра. Вы держали в руках красивый белоснежный, украшенный лентами и стразами, парик в стиле XVIII века и доказывали, что по действию оперы «Свадьбы Фигаро» ваша героиня не может выглядеть столь роскошно. Актеру всегда так приходится влиять на создание внешнего вида своих героев или это просто разовый случай?
- Случается иногда, когда образ своего персонажа видишь иначе, чем художники. Но если я, общаясь с ними, объясняю, что нужно внести какие-либо изменения, это происходит не из-за желания устроить спор ради спора или доказывать, кто главнее. Нет и еще раз нет. Просто, чтобы я могла максимально раствориться в персонаже и сыграть так, чтобы зритель поверил моей героине, нужна соответствующая образу оболочка. Я называю это щепетильностью, и, как показывает практика, такой подход себя оправдывает. Может, кто-то поспорит, но 90 процентов успеха на сцене определяет внешняя сторона.
- А какой-либо конкретный случай такой корректировки образа можете привести?
- В прошлом 80-м театральном сезоне нашего театра меня ввели в спектакль «Моя жена - лгунья», где я играла роль воспитательницы. Для моего образа был разработан парик черного цвета, который сначала мне понравился. Но когда стала играть на сцене, из зала было сделано несколько фото, увидев которые, я поняла: черный цвет делает мою героиню слишком категоричной и жесткой. Главный художник театра со мной согласилась, и черный цвет был осветлен и изменен на каштановый, в результате образ стал мягче.
- У каждой актрисы есть секреты, как сохранить свою форму. Поделитесь тайнами своей блестящей формы?
- Никакой пластики, хитроумных косметических процедур и многочасового фитнеса. Все, что есть, это спасибо природе, маме, папе и Богу. Однако сама профессия актрисы обязывает вести здоровый образ жизни и ограждает от излишеств. О пирожных меня заставляет не думать … позвоночник моего коллеги. Например, по действию музыкальной комедии «Игра любви и случая» партнер поднимает меня, и если я буду весить более 50 килограмм, то у него начнутся проблемы со спиной. Разве я могу это допустить?
Все ради харизмы
- На ваш взгляд, кто из современных представителей отечественного актерского цеха наиболее ярок и талантлив?
- Без сомнения, это Евгений Миронов. И у него есть то, что мне очень близко, - дотошность в выстраивании роли. Он не просто играет трагедию или комедию. Он создает совершенно другую личность, целостную, ни на кого не похожую, у которой свое мировоззрение, привычки, манеры, жесты. Миронов в каждой из своих ролей даже произносит слова по-разному, иначе берет столовые приборы и закуривает.
- Любимая роль, которую вы сыграли на сцене театра?
- Это мюзикл «Моя прекрасная леди». Мне повезло, и я играла в двух постановках разных лет: в 80-х и 90-х годах. Спектакль великолепен не только своей музыкой и остроумными диалогами, а возможностью всего за несколько часов пройти все ступеньки социальной лестницы
- Чтобы хотели сыграть?
- Конечно, приятно играть красивых героинь, но мне так нравится сам процесс игры, что на самом деле я могу исполнить любую, самую гротесковую роль. Лишь бы она была харизматичной.
- Как будете отмечать юбилей? Наверняка вы как актриса срежиссировали что-нибудь особенное?
- Отмечать будем в Питере, куда я отправляюсь вместе с дочерью Викторией. Для меня эта поездка – настоящий дар судьбы, потому что по сложившимся обстоятельствам я не была в этом фантастическом городе несколько лет, а мне он нужен как подпитка. Обязательно посетим Васильевский остров и все святые места Петербурга. В нашем списке, конечно же, есть и часовня Ксении Петербуржской. Но о чем буду ее просить, об этом не произносят вслух.
Беседовала Наталья Журбина