На деньги театра оперетты был куплен боевой самолет
Август – особый месяц для Волгограда. 23 августа 1942 года началась массированная бомбардировка Сталинграда, и это событие полностью перевернуло судьбы всех горожан, в том числе и артистов Сталинградского областного театра музыкальной комедии.
В предчувствии беды
Труппа Сталинградского областного театра музыкальной комедии (тогда его еще называли Сталинградский театр оперетты) почувствовала горький привкус войны задолго до августовских событий 1942 года. Уехав зимой 1941 года на гастроли из театра, расположенного в старинном здании «Конкордия», по возвращении в мае 1942 года из Астрахани обнаружили его занятым: в здании находился госпиталь. И артисты музкомедии стали работать в помещении Сталинградского ТЮЗа.
То, что Сталинград летом 1942 года был городом прифронтовым, ощущалось во всем. Например, был введен комендантский час, и всем сотрудникам театра были выданы справки о месте работы. Один из таких документов хранится в архиве Волгоградского музыкального театра: «Сталинград, 8.VIII.42. Справка. Предъявитель сего, товарищ Рахматулин Юрий Викторович, действительно работает в Сталинградском областном театре юного зрителя и оперетты в качестве артиста оркестра первой категории, что и удостоверяется. Директор Егинтов».
Кажется, в воздухе нависло что-то недоброе и о каком творчестве может идти речь? Но назло всему в июне Сталинградский театр музкомедии выпускает премьеру жизнерадостной оперетты «Марица» в постановке художественного руководителя театра В. Г. Чукова. В газете «Сталинградская правда» от 26 июня 1942 года на спектакль написана рецензия. «Получился веселый и жизнерадостный спектакль», писал С. Свэнов и поочередно хвалил и журил то одних, то других артистов.
Сгоревший пароход
Август 1942 года. В Сталинграде уже началась эвакуация, но театр оперетты как наиболее любимый и популярный у сталинградцев, пока оставался и продолжал давать спектакли. Труппа считала, что именно сейчас, когда в городе усиливается тревожное настроение, нужна их поддержка. И, наконец, была определена дата отправления – 23 августа в 24.00. Планировалось, что театр эвакуируется в Казань на пароходе с истинно советским названием – «Колхозница».
На пароход заранее были погружены багаж театра и личные вещи труппы. Оставалось лишь взять декорации для спектакля, который актеры собирались дать как раз в день отплытия. Да, да, в последний перед эвакуацией день, на сцене Сталинградского ТЮЗа артисты оперетты планировали дать прощальное представление, но не удалось. Из-за бомбежки не удалось попасть на спасительный пароход – он сгорел у пристани.
Бомбежка застигла труппу музкомедии в здании Сталинградского ТЮЗа. Артисты вместе с другими горожанами укрывались в подвале театра семь дней.
Естественно, никакой связи не было – телефонная прервалась в первые же минуты бомбардировки. Оставалось одно – самим дойти до штаба. Чтобы до него добраться понадобилось три дня. В рисковый поход отправились директор театра Юрий Егинтов и секретарь комсомольской организации артист оркестра Юрий Рахматулин.
Когда в штабе узнали, что труппа театра оперетты не уехала, тут же приняли решение помочь артистам. Разделив сотрудников театра на две труппы, ночью эвакуировали на левый берег Волги.
Группы, встретившись в Камышине, объединились и на пароходе отправились до конечного пункта назначения – Казани. Но оказалось, что Казань была перегружена театрами, эвакуированными из столицы, и работы для вновь прибывших практически не было. А артисты музкомедии не привезли с собой даже личные вещи – все уничтожил огонь. В общем, положение аховое.
Чтобы как-то разрешить ситуацию, директор театра Юрий Егинтов отправляется в Москву, где ему назначают новое место эвакуации – Омск. И здесь труппу встретили по-другому.
Омский драматический театр предоставил сцену и декорации, кроме того, из Свердловского и Красноярского театров музыкальной комедии были присланы музыкальные материалы – ноты, партитуры, а из Большого театра – костюмы. Кстати, несколько из них с красноречивым штампом «Большой театр» до сих хранятся в Волгоградском музыкальном театре.
В Омске театральный сезон Сталинградская музкомедия открыла опереттой «Сильва», и, несмотря на неустроенность, сборы, поступившие с первых же спектаклей, не направлялись на улучшение своего положения, а передавались фронту.
Помощь фронту
Чем актеры могли помочь в борьбе с фашистскими захватчиками? Не только тем, что своими выступлениями поддерживали боевой дух солдат и мирного населения. Актера и музыканты перечисляли средства для армии. Так, сборы от первых 11 спектаклей, данных в эвакуации, были переданы на постройку самолета.
В архиве Волгоградского музыкального театра сохранился текст правительственной телеграммы от 3 мая 1943 года. Публикуем его с сохранившейся орфографией и пунктуацией:
«Омск, Сталинградский областной театр музыкальной комедии директору театра т. Егинтову, секретарю парторганизации т. Палей, председателю месткома т. Либанову. Прошу передать сотрудникам Сталинградского театра музыкальной комедии, внесшим 100, 590 рублей и 7470 руб. облигациями госзаймов на строительство самолета «Сталинградский артист» для авиаэскадрильи «Героический Сталинград», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
По окончании Сталинградской битвы труппа музкомедии решила вернуться домой, и на разведку – посмотреть, что происходит в родном городе – отправились несколько артистов.
Анна Григорьевна Соколова, солистка балета нашего театра, вспомнила, что, выйдя на вокзале, они с перрона могли посмотреть могли просмотреть весь город, до самой Волги. Такой обзор открывался благодаря оставшимся после бомбежек руинам. Но, как она говорила, у них не было ощущения безнадёжности. На стенах домов краской огромными буквами было написано: «Мы отстроим тебя, родной Сталинград!» И в это верилось!
Поэтому труппа приняла решение вернуться. В Омске их отговаривали, предлагая успех и бытовое благополучие, но сотрудники театра были непреклонны. Они приехали в Сталинград в 1945 году, и, так как прежнее здание превратилось в руины, их приютил тракторный завод. Для показа спектаклей было переоборудовано здание литейного цеха при фабрично-заводском училище – ФЗУ.
Постепенно рабочие СТЗ стали считать театр своим цехом. Сюда они приходили во время обыденного перерыва на репетиции, сделали импровизированную гримуборную и даже приняли участие в подготовке первой послевоенной премьеры «Бахчисарайский фонтан», показанной в 1947 году. Рабочие тракторного сами изготовили весь «металлический» реквизит для спектакля – от элементов декорации до аксессуаров героев: кинжалов, кольчуг, браслетов. Так что, когда смотрели балет, то тракторостроители не без гордости могли сказать: «Без моего труда спектакль был бы не таким зрелищным».
Конечно, театр на заводе любили, но артисты понимали: они все-таки в гостях, а как говорится в известной пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше». Поэтому в 1952 году с радостью переезжали в здание, находящееся на Центральной набережной.
Наталья Журбина
При подготовке публикации были использованы материалы из ГУ «Государственный архив Волгоградской области» и архив литературной части Волгоградского музыкального театра