Музыкальный театр представил зрителям новую большую хореографическую постановку – «Бенефис балета»
Когда несколько лет назад бывший Волгоградский театр музыкальной комедии поставил балетный спектакль «Сотворение мира», любители этого вида искусства задумались: что ждать им далее от коллектива самого музыкального из волгоградских театров?
Встали на пуанты
– Будет в нашем городе классический балет, будут девочки на пуантах! – уверял нас тогда Вадим Венедиктов, в ту пору его художественный руководитель.
С тех пор Вадим Николаевич давно уже вернулся из кабинета худрука за дирижерский пульт, но дело, начатое им, живо. Идея создавать балет на волгоградской сцене сохранила за собой немалое количество сторонников.
Подтверждением этому – спектакль «Бенефис балета», премьера которого состоялась на днях. История балетных постановок на волгоградской сцене началась отнюдь не в двадцать первом веке, она насчитывает много ярких, замечательных страниц. Недаром первой же послевоенной премьерой бывшего театра музкомедии, в ту пору Сталинградского, был балет «Бахчисарайский фонтан», поставленный балетмейстером Иваном Брижинским на музыку Бориса Асафьева. А совсем уже недавно, в прошлом театральном сезоне, во второй части этюда на тему Фауста Гете волгоградским балетмейстером Сергеем Варламовым был поставлен одноактный балет «Вальпургиева ночь».
И вот спектакль «Бенефис балета» – новая, вторая крупная балетная работа музыкального театра, вслед за «Сотворением мира»...
Назван он был так не случайно: это не один большой и целостный спектакль, а как бы подборка, композиция, составленная авторами из множества балетных сцен, этюдов, хореографических номеров. Здесь и народный танец, и классический. Создалось причудливое смешение самых разных стилей.
Несколько па на тему
Это, конечно, еще не тот большой классический балет, который обещал когда-то Венедиктов, но, бесспорно, важный шаг на пути к нему.
Спектакль состоит из двух отделений, которые, казалось бы, имеют слишком мало общего между собой. Об этом говорят уже и сами их названия. Отделение первое – «Испанские миниатюры», где на сцене бушуют испанские страсти, зрителя интригуют своим зажигательным танцем торреадоры, махо, гранды. А отделение второе получило название «Пространство любви», где и музыка, и танец являют, в большинстве своем, образцы классического венского, австрийского искусства, совершенно иного по духу и сути – классика, неоклассика, современные композиции.
– Для нашего балета, – считает главный балетмейстер Волгоградского музыкального театра Сергей Варламов, – это была интересная работа. Таких крупных хореографических постановок не было еще в его истории.
– Откуда пришла сама идея этого спектакля? – задаю вопрос Варламову.
– Правильнее всего будет сказать, что принадлежит она директору театра Дмитрию Асееву. На постановку оперы «Фауст» он пригласил в Волгоград дирижера из Барнаула Владимира Рылова. Вместе с ним приезжал и балетмейстер Александр Курбатов.
У нас сейчас идет юбилейный, восьмидесятый, сезон. В связи с этими возникла мысль показать в одном спектакле весь балет театра – одно из самых замечательных его подразделений.
Сначала появилась идея постановки целиком «испанского» двухактного спектакля под названием «Испанские миниатюры», затем, в ходе дискуссий, от нее отказались, сделав спектакль более разнообразным, разножанровым. Некоторые его номера были уже готовы у Курбатова, другие в ходе постановки создавались.
В ходе работы появилась идея объединить это еще и поэтическим словом: было подобрано множество поэтических вставок – стихи Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Иоганна Гете, Шарля Бодлера.
Отрадно, что Волгоградский музыкальный театр продолжил спектаклем «Бенефис балета» свои давние балетные традиции, что балет по-прежнему живет на волгоградской сцене.
Александр Литвинов