Артистска балета ВМТ Евгения СахноваЕвгения Сахнова: «Балеринам музыкального театра надо уметь танцевать и на пуантах, и в туфлях, и в сапогах»

Артисты балета сразу выделяются из толпы своей великолепной осанкой: высокая шея, прямая посадка головы, особая выворотность ног и легкая стремительная походка. Все это отличает и ведущего мастера сцены, артистку балета Волгоградского музыкального театра Евгению Сахнову, живущую в Ворошиловском районе. Начинала Евгения в Душанбинском театре оперы и балета им. Айни, а в 1993 году поступила в Волгоградский музыкальный театр. Сегодня она занята почти во всех ключевых постановках театра.

 

Когда невозможно предугадать

- Евгения, хотя многие наслышаны о нелегкой балетной жизни, но у родителей по-прежнему популярно отдавать своих чад на танцы. Особенно котируется балетные классы, хотя далеко не каждый ребенок способен к подобному виду искусства. Как определить – есть ли у него будущее в этой профессии?
- Не буду называть такие общеизвестные балетные способности, как  гибкость, выворотность, музыкальность, но даже у отобранных в хореографические школы детей нельзя заранее распознать, как сложится их танцевальная судьба. Так, на 1-м курсе Душанбинской хореографической школе, куда я поступила, начинали учиться 50 девочек, в училище остались только четверо, а сейчас в театре из всех моих бывших однокурсниц работаю только я.
- А когда впервые встали на пуанты?
- Лет в 6, когда только поступила в хореографическую студию при ДК. Это были обычные пуанты розоватого оттенка 34-го размера. Помню, они мне показались невыразимо тяжелыми. Но, участвуя в постановках музыкального театра, я скажу, что мало постичь танец на пуантах. Искусство оперетты тем и сложно, что здесь надо уметь танцевать и «на носках», и в туфлях на каблуке, и в сапогах. И каждая обувь требует работы разных групп мышц.

Кумиры, у которых учишься

- Вы наверняка смотрите балетные постановки других театров. Технику  каких артистов балета, на ваш взгляд, можете причислить к эталонным?
- Для меня всегда была кумиром Екатерина Максимова. Я часто смотрю по видео фильм-балет «Анюта», снятый в 1982 году по чеховскому рассказу «Анна на шее». Смотрю, и не перестаю восхищаться ее умению не просто красиво исполнять балетные па, а жить на сцене. Она актриса с большой буквы. Кроме того, я оцениваю еще и мастерство, так здесь прежде всего восхищает ее легкость. У меня в домашней видеотеке есть еще несколько фильмов с ее участием: «Каменный цветок», «Старое танго», «Фуэтэ», и хотя каждый знаю наизусть, время от времени просматриваю, открывая для себя что-то новое.
- В жизни встречали своего кумира?
- Да, только раз и при весьма печальных обстоятельствах. Когда мне было лет девять, в Душанбинском театре проходила гражданская панихида по служившей там великолепной балерины Малики Сабировой. Чтобы попрощаться с ней приехали великие балерины Уланова, которая была ее педагогом, и Екатерина Максимова. Они были одеты в темное, что еще больше подчеркивало их миниатюрность и хрупкость. Но от них исходила такая сильная энергетика, а их жесты были настолько невероятно грациозны и элегантны, что, даже будучи ребенком, я не могла этого не заметить.
- Работу каких знаменитых балерин нашего времени вам приходилось видеть не по телевизору, а так сказать «вживую»?
- Как-то, в душанбинский театр приезжала мировая звезда русского балета Галина Мезенцева, и мне посчастливилось посмотреть ее репетицию на сцене, когда она с партнером проходила «Лебединое озеро». Меня поразило, как она была во всем дотошна. Не только в мельчайших, еле заметных движениях пальцев рук, но даже в выражении глаз. Повзрослев, я поняла, что «Лебединое» построено не столько на руках, но и на взглядах – а как иначе можно было Одиллии приворожить принца?

Приметы – на мусорку!

- Помните свой первый выход на сцену?
- Такое не забывается. Когда закончила училище, меня сразу приняли в Душанбинский театр оперы и балета и мне пришлось за неделю ввестись в тройку больших лебедей. И на спектакле, уж не знаю по какой причине – то ли потому, что не учла покат сцены или из-за того, что прежде были неудобные деревянные полы, но я неожиданно упала. И вдруг слышу из-за кулис голос репетитора: «Что лежим? Встаем и танцуем дальше», что я тут же и выполнила. Потом мне сказали, что упасть на сцене во время первого выхода на сцену – это плохая примета, но я в них не верю. И, действительно, мне тут же, несмотря на произошедшее, стали давать хорошие роли.
- Но, Евгения, не может быть, чтобы не приходилось сталкиваться в жизни с чем-то необъяснимым и сверхъестественным? Ведь такое случается с каждым человеком.
- Заметила, что все знаковые для меня события происходят в мае. В мае я переехала в Волгоград, в этом же месяце поступила в труппу Волгоградского музыкального театра, в мае вышла замуж, и, наконец, у меня в мае – 13-го числа - день рождения. Обычно, мы его отмечаем скромным пикником, устраиваемым его прямо в черте города, в Ворошиловском районе. Если идти от ТЮЗа вниз к Волге, то попадете на совершенно волшебное место – затон, деревья, птички поют. Если погода позволит, то и в этом году не отойдем от традиций.
- Жизнь балетного человека отличается от гражданина, не имеющего к танцам никакого отношения. Каков, например, режим приема еды и ее рацион?
- Классический вопрос и связан он, наверное, потому, что балерина всегда ассоциируется с созданием, которое всегда хочет кушать, но обречена голодать. Конечно, в дни, когда намечен спектакль, в котором есть «поддержковые» номера и прыжки, я кроме чая, кофе и легкого овощного салата ничего более не ем. Но соблюдение диеты не стало для меня стилем жизни.

Наталья Журбина