Лоу, Уэббер, Брейтбург – на сцену!
Время летит, и в разгаре уже восемьдесят четвёртый сезон вечно молодого, всегда удивляющего Волгоградского музыкального театра. Ярким и запоминающимся было открытие этого сезона: артисты и постановщики представили на суд зрителей не просто комедию или концерт, а самое настоящее мюзикл-шоу! Произведения разных композиторов – классиков и современных, отечественных и зарубежных – совершенно неожиданно обрели новую жизнь в прочтении наших аранжировщиков, дирижёров и исполнителей.

Сегодня любимый волгоградцами театр на творческом подъёме: в репертуаре более двадцати спектаклей – традиционных, забытых и восстановленных, для взрослых и детей. Труппу украшают не только известные имена, но и начинающие таланты. В театре полноценный, сыгранный оркестр, профессиональная балетная труппа.

...Открывается занавес, и – о боже! — на сцене старенькое пианино с открытой крышкой, а за ним – дирижёр: похоже, репетировали-репетировали, да не успели, а тут и публика собралась! Хотя чему удивляться – театр-то комедийный! И зрители – в предвкушении моментов светлых и радостных, хорошей музыки, шуток, неведомых арий, песен и сцен в исполнении любимых артистов. Ожидания, как чаще всего бывает, оправдались. Это была необычная премьера, открывшая нынешний сезон – мюзикл-шоу из фрагментов известных и немного забытых мюзиклов, комедий, оперетт. Почему именно такой жанр избрали для премьеры?

«Идея зародилась ещё пять лет назад, – рассказывает главный режиссёр театра Александр Кутявин. – Однако поставить мюзикл-шоу гораздо сложнее, чем спектакль. У конкретной пьесы есть свой сюжет, автор, написавший либретто, есть музыка. Нужен только творческий подход, своё видение, интерпретация. Здесь же около тридцати музыкальных номеров из разных произведений, и важно было определить, из каких именно взять отрывки, как объединить их одной идеей и в одном сценическом пространстве. Правда, прошло время, и многое за эти годы изменилось – появились другие мюзиклы, отечественные и зарубежные, на которые тоже невозможно было не обратить внимания. Нам хотелось, чтобы это был не просто концерт, где ведущий объявляет: следующий номер такой-то. Мы сделали два самостоятельных акта. В первом – зарубежные мюзиклы с ведущим, являющимся персонажем из «Кабаре». Во втором – отечественные комедии, где «пружиной», объединяющей номера, является Остап Бендер, с известной целью добывающий пресловутые стулья. Короткие скетчи ведущих и связывают музыкальные номера в единое целое, придают им драматургию.

Особо следует сказать о балете. Именно балетмейстеру, пожалуй, пришлось сложнее всех. Если бы это был концерт с отдельно поставленными танцевальными номерами, как это делал когда-то замечательный мастер Константин Ставский, было бы проще и понятнее. В мюзикле же должен быть некий дивертисмент: каждый номер имеет свою стилистику и оформляется балетной сценой, причём, танцуют не только солисты балета, но и актёры. Получилось, что нужно было поставить более двадцати номеров, совершенно не похожих друг на друга».

А музыка? Например, известные мюзиклы, такие, как «Чикаго» или «Кошки»? Те, кто видел их в оригинальном исполнении где-нибудь, скажем, в Лондоне, наверное, могли бы и разочароваться: и аккомпанемент не тот, и оркестр не так звучит! Но дирижёр-постановщик Юрий Ильинов, разумеется, предвидел это:

«Пришлось переработать много произведений, в том числе зарубежной музыки, сделать аранжировки. Часто это было непросто, так как для их исполнения нужен другой состав оркестра, другой подбор музыкальных инструментов. Например, некоторые произведения требуют участия четырёх саксофонов сразу. У нас таких возможностей нет, а значит – нужно было менять оркестровки, чтобы адаптировать партитуры под особенности именно нашего театрального оркестра. Правда, саксофонист у нас появился новый – очень хороший музыкант, который владеет саксофоном как солист. И ещё: все тексты звучат на русском языке – это наша принципиальная позиция».

Усилия оказались не напрасными – публика оценила. Мюзикл остался в репертуаре, и успешно идёт весь сезон. Впечатление от той премьеры не забывается, не гаснет со временем. Кажется, знакомые номера, но смотрятся совершенно по-новому. Вот фрагмент из мюзикла «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу «Я танцевать хочу»: в исполнении Татьяны Колявкиной, Надежды Сытиной и Валерии Головкиной получилась не просто песня Элизы, а некое воспоминание о прожитом героинь трёх поколений. Самое юное из них, кстати, представляет дебютантка театра Валерия Головкина – нынешняя выпускница Саратовской консерватории, обладательница свежего, юного, высокого сопрано. Валерия сама выбрала волгоградский театр, приехала на прослушивание и была принята, к обоюдному удовлетворению начинающей исполнительницы и художественного руководства театра. И, конечно, публики, что стало очевидным уже на премьере. В нескольких номерах этого музыкального шоу она щедро делилась со зрителями своим многогранным талантом. А два дуэта – Салли и Эмси «Деньги, деньги» из мюзикла американского композитора Джона Кандера «Кабаре» и Смеральдины и Труффальдино из комедии Александра Колкера «Труффальдино из Бергамо» – в исполнении Валерии Головкиной и Александра Кутявина просто привёли зал в восторг. Оба дебютанта пели и танцевали так зажигательно, лихо, с чисто русским азартом, что даже не хотелось задумываться, где происходит действие – то ли в российской глубинке, то ли на Бродвее, в кабаре прошлого века.

Встречи с хорошо известными, любимыми артистами театра в том же шоу вызывали не меньшее удивление. Оказывается, нашим актёрам по силам не только классическая оперетта! Лада Семёнова, например, словно родилась для джаза: песню Пегги из мюзикла Гарри Уоррена «42-я улица» она исполнила, как истинная звезда Бродвея, изысканная и обаятельная. Зритель вместе с ней словно оказался в лондонском Вест-Энде, а кто-то, видимо, подумал: как бы хотелось посмотреть весь этот мюзикл! А что, наверное, и такое возможно в родном театре, где такая изобретательная, креативная, талантливая труппа!

Менее всего завсегдатаи театра ожидали увидеть в этом мюзикле ведущую солистку Анну Стрельбицкую. И когда на сцену вышла Велма, героиня «Чикаго» с песней «Весь этот джаз», изумлению не было предела: это она или не она? Сама актриса рассказывает о своей необычной работе так:

«Прежде я никогда не сталкивалась с подобным репертуаром, такого опыта у меня ещё не было. Но получила огромное удовольствие! Сама даже не ожидала. Это совершенно новое – пришлось полностью менять манеру пения. Когда Александр Александрович предложил мне роль из мюзикла Дж. Кандера «Чикаго», я сначала решила, что он погорячился. Думала, для меня это будет невозможно – оказывается, всё возможно, тем более, если очень нравится и очень хочется что-то сделать. А дальше – всё на суд зрителя. Но моё личное впечатление: это глоток свежего воздуха, внутренней свободы, раскрепощённости. Многое зависело и от постановщиков, от их вкуса, умения чувствовать полутона».

Действительно, постановку, которую прежде даже невозможно было представить на сцене нашего музыкального театра, удалось весьма талантливо и оригинально осуществить – и актёры, и постановщики, и музыканты доказали это. Замечательно прозвучала песня Гризабеллы из мюзикла английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки» в исполнении Светланы Османовой. В небольшом фрагменте актрисе удалось ответить на вопрос: о чём это произведение, о жизни кошек? Нет, конечно, – о любви!

Запоминается работа Максима Сытина, который по своим вокальным и сценическим данным, безусловно, интересен как сольный исполнитель, но не менее хорош в дуэтах и трио. Куплеты Дулиттла «Если повезёт...» из комедии Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» в его исполнении с Анатолием Дербенцевым и Владимиром Колявкиным неизменно обожаемы зрителями. А уж без такого номера, как «Короли ночной Вероны» из мюзикла Жерара Пресгурвика «Ромео и Джульетта», который подготовили тот же Максим Сытин, Александр Кутявин и Роман Байлов, вообще не могла бы обойтись эта постановка. Может, артисты, рискнувшие на отчаянный шаг взяться за мюзикл, поют о себе?

Короли ночной Вероны,
Нам не писаны законы.
Мы шальной удачи дети,
Мы живём легко на свете!

Романс Гренгуара из мюзикла Риккардо Коччанте «Нотр Дам де Пари» словно специально написан для волгоградского певца Игоря Шумского, для его прекрасного лирического тенора. В последнее время этот артист утвердился в своём амплуа, обрёл некую сценическую уверенность. Слова арии в его устах звучат почти философски:

Пришла пора соборов кафедральных...
Пришла пора пиратов и поэтов...
Пришла пора загадок и ответов...

К радости зрителей, в театр вернулся Андрей Жданов – обаятельный, ироничный. Настоящий артист оперетты, владеющий даром перевоплощения, он никого не копирует, никому не подражает. Песня Министра из комедии Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо», та самая «А бабочка крылышками...» обычно ассоциируется с образом, созданным на киноэкране незабвенным Андреем Мироновым. Но в исполнении нашего артиста всё по-своему – тонкий юмор, элегантность и в голосе, и в движениях присущи именно ему, и только ему.

И конечно, вне конкуренции – ведущие солисты театра. Появление на сцене Натальи Мещеряковой, первые ноты, звуки её голоса – и сомнений нет: вот королева и этой премьеры, и многих других постановок театра. Взяться за исполнение романса Роберты «Дым» из известного мюзикла Джерома Керна «Роберта» после Тамары Синявской, Ольги Куличевой и Карела Гота – это смело. Но наша Наталья Мещерякова оказалась на высоте: голос сильный, зрелый, лиричный, чувствуется тонкая музыкальность и личный вкус певицы, и это произведение исключительно идёт ей. Фокстрот в исполнении балетной группы придал номеру особую огранку и очарование. А дуэт Кристины и Призрака из романтической мелодрамы Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак оперы» в исполнении Натальи Мещеряковой и Романа Байлова только усилил успех.

Кстати, первый тенор нашего музыкального небосклона Роман Байлов участвовал в мюзикле не только как певец. Выяснилось, что литературные перевод одного из произведений зарубежной музыки принадлежат именно ему. Он же в роли Остапа Бендера – харизматичного, в традиционном полосатом пиджаке – был и ведущим второго отделения, завершив свою миссию неподражаемо ироничным исполнением песни «Белеет мой парус» из комедии Геннадия Гладкова «12 стульев».

После джаза и рока, после бродвейских интонаций второе отделение мюзикла открылось... балалайкой. «Светит месяц», «Ой вы, сени, мои сени» – затейливое попурри на темы народных песен исполнил Олег Улитин, задав совершенно другой тон всему действу и вернув зрителя из заокеанских фантазий на родную землю. Исаак Дунаевский, Александр Зацепин, Максим Дунаевский, Ким Брейтбург – хорошо знакомые и давно любимые мелодии этих композиторов в исполнении волгоградских певцов заиграли какими-то новыми, неведомыми красками. И конечно, завершали постановку фрагменты из «Юноны и Авось» Алексея Рыбникова. «Я тебя никогда не забуду!» Кто только ни пел эту известную композицию на сценах российских театров – от профессиональных певцов до драматических артистов. Но столь проникновенно, лирично, трепетно, как волгоградские артисты Леонид Маркин и Елена Шелтыганова, не пел никто! В заключение хор всех участников – «Аллилуйя», гимн любви, слава величайшему из человеческих чувств! А запевает (ещё одно удивление!) оперный исполнитель, он же директор театра Станислав Малых. Действительно, этот номер и должен был звучать именно в заключение как апофеоз всего...

Ощущение творческого единства руководства театра и труппы рождает оптимизм и надежду. По мнению нового руководителя, несмотря на очевидные трудности, коллектив театра, имеющего такую славную историю, способен вносить новое в музыкальную культуру города:

«Может быть, нынешняя премьера выглядит как некоторое отступление от традиции – говорит Станислав Малых, – ведь зритель привык видеть на сцене нашего театра, в основном, классическую оперетту. Но можно взглянуть на это и по-другому: традиции нужно обогащать. Новые жанры дают новые возможности самовыражения, расширяют перспективы роста самих артистов, развития репертуара. Задумок много, надеемся, что впереди и новые оригинальные постановки. Правда, наши планы часто разбиваются об отсутствие внимания со стороны учредителей театра, убогое финансирование. Но выручают объединяющие коллектив творческие порывы, единомыслие».

Да, трудности есть, они очевидны. Например, декорации к номерам мюзикла могли быть интереснее и разнообразнее. И это отнюдь не вина сценографа, когда фрагмент из оперетты М. Дунаевского «Алые паруса» оформляется лишь маленьким, с лоскутком красной ткани корабликом, который исполнители вынуждены держать в руках, либо пошлые стулья на сцене, примитивно изображающие коней мушкетёров – увы!

Недостаёт в труппе и молодых исполнителей-мужчин. Это беда многих театров, когда в партиях юных героев можно видеть весьма солидных актёров, у которых уже и тембр голоса зрелый, и внешность претерпела соответствующие изменения. Тем более это заметно в таком жанре, как мюзикл. Но, в то же время отрадно, что артистов в нашем театре ныне ценят по их талантам и заслугам, а не по принципу личных симпатий. В этом году не получилось набрать юных певцов для театральной студии, может быть, в будущем это удастся, так как театр вполне может и сам готовить смену артистов.

Пожалуй, эта постановка в Волгоградском музыкальном театре останется в истории как пример новаторства и творческой смелости. Вот ещё одно авторитетное мнение:

«Я сторонник музыкального театра как такового, во всех его разнообразных воплощениях, – говорит главный дирижёр Вадим Венедиктов. – В его репертуаре должны быть все жанры: классическая оперетта, опера, рок-опера, концерт, музыкальная комедия и наконец, мюзикл. Конечно, риск есть: справятся ли актёры, хватит ли сил и наконец, примет ли публика? Но это риск благородный. Пусть впереди будет интересное, неизведанное. Если бы мы успокоились на достигнутом и утратили способность экспериментировать, тогда нам просто было бы нечего делать на сцене».

Кстати, обращает внимание необычная афиша премьеры: на стилизованном автомобиле, конкретно напоминающем «Волгу» (конечно, что же ещё, живём-то на Волге!) – все участники шоу в костюмах и образах своих персонажей. Как выяснилось, это не просто фотоколлаж, а самостоятельное художественное произведение живописи – картина главного художника театра Ирины Елистратовой.

Планы труппы на нынешний сезон, как выясняется, не исчерпываются этим мюзикл-шоу. В репертуаре восстановлены и успешно идут многие постановки прежних лет: это и «Севастопольский вальс» Константина Листова, триумфально завершивший предыдущий сезон, и полюбившиеся зрителям «Подлинная история поручика Ржевского» Владимира Баскина, «Американская любовь» Вальтера Колло, «Небесный тихоход» Марка Самойлова, и, конечно, классические оперетты, многие годы украшающие афишу театра. Будут и новые спектакли. Прежде всего, новогодняя сказка – это уже традиция, от которой невозможно отступить. В этом году современные «сказочники» сочинили либретто мюзикла для детей, в основе которого русская народная сказка «Царевна-лягушка». Но она, конечно, осовременена и в некоторых деталях остроумно приближена к действительности.

«Главное, – рассказывает Александр Кутявин, – от классической оперетты уходить мы не собираемся. И в будущем году планируем ставить оперетту Имре Кальмана «Баядера», а также мюзикл – это будет либо «Сирано де Бержерак» на музыку Владимира Баскина, либо «Обыкновенное чудо» Геннадия Гладкова. Ведём переговоры с композитором Кимом Брейтбургом, который в содружестве с Евгением Муравьёвым написал мюзиклы «Леолнардо», «Казанова» и другие, предлагает нам и свои новые произведения. Возможно, он сам возьмётся за постановку в нашем театре со своей постановочной группой».

...И вновь для кого-то откроется занавес, и на сцене окажется старенькое пианино, а с первыми аккордами родится ощущение тайны и удивительных открытий, эстетического удовольствия, которые может сулить только музыка – вечное и самое красноречивое из искусств.

Любовь Чернявская