АА

Информация

Билетная касса театра:

38-30-68

 

Мы в соц.сетях

ВКонтактеInstagramFacebook

Сетевое издание «МТВ.онлайн»
Сетевое издание «Городские вести»

Информация

Наши награды

2019

2018

2017

Госуслуги

Национальный проект «Культура»

Газета «Городские вести», 22 марта 2012 года

Дирижер Владимир Рылов Владимир Рылов: «С Боярским мы сработались благодаря чувству юмора»

Под его дирижерскую палочку пели герои «Летучей мыши» и «Собаки на сене»

Музыкальный руководитель и дирижер премьерного спектакля «Бенефис балета» Владимир Рылов известен как постановщик известных опер, руководитель крупных отечественных музыкальных коллективов и дирижер, гастролировавший от Испании до Таиланда. Но у Рылова есть еще одна страница творческой биографии: он являлся музыкальным руководителем и дирижером в таких культовых кинокартинах советской эпохи, как «Свадьба Кречинского», «Труффальдино из Бергамо», «Благочестивая Марта», «Собака на сене», «Трое в лодке, не считая собаки», «Летучая мышь». О знакомстве с мэтрами советского кинематографа, о высоте потолков в звукозаписывающей студии, о пользе шуток во время работы и золотой голливудской эпохе мы и поговорим с Владимиром Рыловым.

- Владимир Алексеевич, как получилось, что вас, как дирижера, пригласили в столь звездную «киношную» команду? Для этого вы прошли некий кастинг, обзавелись полезным знакомством или кто-то, зная вашу работу, вас порекомендовал?

- Все намного проще, а о слове «кастинг» сорок лет тому назад даже не слышали. В 70-е годы я жил Ленинграде, где работал в Государственном оркестре русских народных инструментов имени Андреева. В 1972 году для фильма «Август месяц» великий композитор Валерий Гаврилин написал партитуру, рассчитанную на русские народные инструменты, а так как я руководил «андреевским» оркестром, то меня и пригласили. Запись прошла удачно, это и положило начало долгому сотрудничеству с кинематографом.

- В чем специфика работы оркестра и дирижера над фильмом?

- Запись на радио или к фильму предполагает невероятную концентрацию сил. В свое время у нас ходила такая история. Как-то руководству радио позвонил товарищ Сталин и спросил: «Недавно слушал концерт Моцарта в исполнении пианистки Юдиной, который мне очень понравился. Есть ли у вас запись?» На том конце провода, услышав характерный акцент, конечно, сказали, что запись есть, хотя, на самом деле, ее не было. Для этого срочно пригласили оркестр, пианистку, дирижера, но у последнего не складывалась работа с музыкантами. Вызвали второго. Та же история. И только с третьим дирижером концерт был записан.

- Вы меня уже пугаете – что же такого страшного в студийной записи музыки?

- Начнем с рабочей атмосферы. Представьте себе закрытую гигантскую звукозаписывающую студию «Ленфильма» или «Мосфильма» с потолком высотой 20 метров. Уже только одно подобное помещение оказывает определенное психологическое влияние. Кроме того, помимо дирижера в записи принимало участие немало специалистов, у каждого из которых свое видение и мнение. Например, звукорежиссер для того, чтобы добиться необходимого звучания, мог без согласования со мной, как с дирижером, пересадить ряд скрипачей в противоположный край зала. Так могли перетасовать всех музыкантов, а ты потом определяй, кто где находится. И, самое главное, в записи музыки к фильму нет такого понятия, как «перенести на завтра». Определенный режиссером фильма объем работы должен быть выполнен четко по графику – здесь и сейчас. Поэтому нередко мы не выходили из студии с утра до глубокого вечера. Но в этом своеобразном спринтерском забеге я видел даже плюс – сразу был виден конечный результат работы.

- Несмотря на такой экстремальный режим работы, наверное, было место и смешным случаям?

- Как вы знаете,  герой Константина Райкина в «Труффальдино» пел голосом Михаила Боярского. С Боярским было легко работать: артистичный, не звездный, остроумный, любитель импровизации – а я считаю, что импровизация является высшей формой проявления творчества. Так вот, при записи знаменитой фразы из песенки Труффальдино: «А я такой, а я упрямый, я Труффальдино из Бергамо». Боярский, видно, забыв текст, в одном из дублей спел: «А я такой, а я упорный ». А дальше я в шутку подхватил изменённую, но звучащую в рифму фразу: «…я Труффальдино из Ливорно». Мы переглянулись и сразу поняли: нам легко будет работать.

- Уже не одно поколение телезрителей восхищаются музыкальным фильмом «Летучая мышь», для многих он стал каноном, по которой меряют и все театральные постановки. Как шла работа над этой кинокартиной?

- «Летучая мышь» была для меня почти роковой. По окончании первого же дня записи я плохо себя почувствовал. Подумал – пустяки, а к утру следующего дня совсем свалился. Оказалось - перитонит. Меня – на операционный стол. Потом возникли осложнения и потребовалась еще одна операция. Я думал, что музыку записывает уже другой дирижер, потому как иначе сроки сдачи будут сорваны. Но режиссер кинокартины «Летучая мышь» – великий Ян Фрид, мало того, что дождался моей выписки, он еще и, без моей просьбы достал мне дефицитное тогда лекарство. А картину, кстати, мы успели сдать вовремя и закупочная комиссия ее отобрала к показу на Новый год.

- Конечно, зная, кто снимал фильмы и играл в них, вы понимали, что такие мэтры в любом случае не сделают проходную картину. Но вы и ваши музыканты отдавали себе отчет в том, что вы принимаете участие в работе над проектами, которые станут культовыми в советском кинематографе?

- В 70-е, мы находились под обаянием голливудских музыкальных картин, снятых в 40-х годах. Кинокартины той эпохи для нас были эталоном и ко всему, снятому не в Голливуд и не в то время, мы относились скептически. Но в то же время, мы не относились к записи музыки к кинофильмам – просто как к серой и будничной работе. Было почетно работать с такими мастерами, как композитор Колкер, режиссер Фрид, актеры Миронов, Боярский, Соломины, Максакова – по сути, я оказался в особом закрытом элитарном клубе, попасть в который мог далеко не каждый. Мы понимали – о такой работе мечтают многие музыканты, поэтому старались, как могли. А что получилось – уже судит не одно поколение телезрителей.

Наталья Журбина

 
Поделиться: