АА

Юбилей театра

Информация

Билетная касса театра:

38-30-68

 

Информация

Балетная студия

Набор в детскую балетную студию

Уважаемые родители, хотите, чтобы ваш ребенок познакомился с высоким искусством классического балета? Тогда эта информация для вас.

Подробнее...


Газета «Грани культуры», август 2017 года, №15 (175)

От юбилейного сезона – к праздничным торжествам

В июне завершился 85-й, юбилейный театральный сезон Волгоградского музыкального театра, и вот уже совсем скоро любимому в городе театру предстоит отметить сам юбилей.

Когда речь идет о столь солидной дате юбиляра, поговорить о его истории просто необходимо. В ноябре 1932 года в Сталинграде состоялось долгожданное открытие Второго государственного рабочего театра, который впоследствии стал именоваться Сталинградским областным/краевым театром музыкальной комедии. Труппа представила зрителю сразу несколько премьер, и первой из них была оперетта Н. Стрельникова «Холопка». Именно дата первой премьеры считается официальным днем рождения нашего музыкального театра.

Сталинградским зрителям театр представил 13 премьерных спектаклей в первом же сезоне и завершил его гастролями в Москве, Киеве и Харькове, заявив о себе ярко и талантливо. Так началась биография старейшего на Нижней Волге музыкального театра. Здесь сложился по-настоящему творческий, талантливый коллектив. Самыми популярными в ту пору стали имена ведущих артистов театра А. Ильинского, Ю. Майской, Е. Скопиной, Г. Палей, П. Литхена, И. Леонгарова, А. Аренского, П. Бархаша, Д. Дашковской, солистов балета Н. Герасимчук, С. Магицкой, А. Соколовой, А. Мозгина, В. Перковича, дирижеров А. Гевиксмана и Д. Палея и других. В 1938 году труппу театра возглавил Юрий Дмитриевич Ерофеев, человек большой души и эрудиции, ученик К. С. Станиславского, умевший добиваться от артистов ансамблевости и привносивший ощущение праздника в атмосферу каждого спектакля. Но коллективу театра довелось работать с этим замечательным режиссером всего три довоенных года. Он погиб на Ленинградском фронте в первый год войны, уйдя на фронт добровольцем в составе коммунистического батальона. В своих воспоминаниях солистка балета Анна Григорьевна Соколова писала, что известие о войне настигло театр на гастролях в Кирове. Сразу же было принято решение о возвращении в родной город. 26 человек ушли на фронт, среди них артист Петр Бархаш. Театр считался расположенным в прифронтовой зоне, и это накладывало отпечаток на деятельность актеров. Кроме плановых спектаклей, артисты выступали с концертами в воинских частях и госпиталях. В свободное от концертов время несли дежурство в качестве санитаров и вместе со всеми жителями участвовали в укреплении оборонительных рубежей. 23 августа 1942 года театр должен был выехать на гастроли в Казань. Все костюмы, декорации и личные вещи артистов были погружены на пароход «Колхозница», стоявший у сталинградской пристани, а на родной сцене театр давал прощальный спектакль «Дама в зеленом». Его декорации было легко доставить на пароход и в ту же ночь отправиться в путь… но выехать не успели. Вечер 23 августа разорвал вой вражеских самолетов – началась массовая бомбардировка города, которая беспрерывно продолжалась до 28 августа. Пароход со всем имуществом театра и личными вещами артистов сгорел прямо у пристани… Вместе с жителями артисты несколько дней укрывались в подвалах Сталинградского ТЮЗа, установив дежурство и сбрасывая с крыши зажигательные бомбы. И только в ночь на 30 августа артистам удалось переправиться на левый берег Волги и, разделившись на две группы, двинуться пешком в сторону Камышина. Последним пароходом из Камышина прибыли в Казань. Было нелегко, город уже не мог принять еще один театр, и вскоре пришлось вновь трогаться в неблизкий путь. Директор театра Ю. Е. Егинтов, командированный труппой в Москву, привез распоряжение об эвакуации Сталинградского театра музыкальной комедии в Омск. Здесь театр, встретивший теплый прием и заботу, начал восстанавливать свои силы. Но ни на минуту коллектив театра не забывал о своем родном городе, с горечью или радостью ловили артисты каждое сообщение о битве на Волге. Сбор от первых десяти спектаклей и свои личные средства они решили направить на постройку самолета «Сталинградский артист» для авиаэскадрильи «Героический Сталинград». Чуть позже в Омске сотрудники Сталинградского театра музыкальной комедии получат телеграмму от И. В. Сталина с благодарностью за перечисление средств на строительство самолета. И вот долгожданное сообщение о победе: Сталинград выстоял и сломал хребет ненавистным фашистским ордам. Сразу же единогласно коллектив принял решение о возвращении в родной город, как это только станет возможным. В феврале 1943-го первая бригада прибыла в Сталинград. «Город трудно было узнать, – писала в своих воспоминаниях бывшая солистка балета А. Г. Соколова, – везде разрушенные здания, заваленные обломками улицы. С вокзала просматривался весь город… Здания театра просто не было». Но решение вернуться было непоколебимо. Театр проработал в Омске до сентября 1943 года, затем был направлен в Астрахань, откуда часто выезжал с концертами и спектаклями в родной Сталинград. В 1945 году Сталинградский театр музыкальной комедии был перебазирован в Камышин, где и встретил победу, и этой же зимой в полном составе вернулся в Сталинград. Его принял Сталинградский тракторный завод, переоборудовав под театр здание цеха фабрично-заводского училища. Здание не отапливалось, зрители сидели на скамейках в шубах и валенках, но зал был всегда переполнен. Первыми послевоенными премьерами стали балет «Бахчисарайский фонтан» Б. Астафьева и опера В. Энке «Любовь Яровая». Сталинградская музкомедия дает спектакли по выходным на тракторном заводе, в среду, четверг и пятницу – выездные спектакли в Сарепте или Бекетовке, а в понедельник работает на сцене, предоставленной Сталинградским драматическим театром имени Горького. Теперь уже в том самом здании, что занимает музыкальный театр сегодня, на Центральной набережной. Оно было восстановлено в городе одним из первых – неоспоримое доказательство важной роли культуры даже в очень сложное для страны время. До войны там располагался Дворец физкультуры и спорта, а после восстановления вернувшаяся из эвакуации труппа драмтеатра, занимала его, пока не было восстановлено их родное здание на площади Павших Борцов. В 1952 году освободившееся здание на улице Чуйкова, 4 (прежде Краснопитерской) передано Сталинградскому театру музыкальной комедии. Так театр проделал свой трудный путь с берега Царицы на берег Волги. Здесь и поныне хранятся и развиваются заложенные когда-то традиции. Главный режиссер Ю. Г. Генин, главный дирижер Д. Д. Пекарский, главный балетмейстер К. В. Ставский, главный художник Ф. М. Красин – эти имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю театра. В это время театр справедливо называют лабораторией советской оперетты, он входит в пятерку лучших в Советском Союзе. На сцене блистают Т. Папина, Н. Куралесина, Ю. Богданов, В. Живаго, Л. Моисеева, Л. Андреева, М. Галимханова, Г. Шатовский, Г. Славинский, И. Третьяков Ю. Чиркин, В. Христенко, М. Таубе, Ю. Чернов, Ю. Громов, Г. Семенов, В. Вржесинский, Т. Русабров и многие другие. Идет интересная, творческая работа…И звездную эстафету корифеев принимает новое поколение талантливых артистов: Анна Стрельбицкая, Лада Семенова, Александр Кутявин, Владимир Колявкин… Но наступают 90-е, а это новая череда испытаний. Театр закрывают на ремонт на долгие пять лет, но работа продолжается на чужих площадках, творческий коллектив создает новые постановки, концертные программы, дает бенефисы. В разное время на основе коллектива театра были созданы первый симфонический оркестр и Волгоградская оперная антреприза, впоследствии реорганизованная в ГБУ «Царицынская опера». В 1995 году театр получил статус музыкального и вопреки привычному в народе «Музкомедия» стал Волгоградским музыкальным театром. Теперь, помимо оперетты и музыкальной комедии, здесь дают оперу и ставят мюзиклы. У театра уникальная зрительская аудитория, возрастной диапазон широк настолько, насколько это возможно в принципе. Сегодня Волгоградский музыкальный театр уверенно смотрит в будущее. С успехом пишется новая история. Свидетельство тому – регулярные аншлаги, отзывы зрителей, авторов, с которыми сотрудничает театр. После посещения спектаклей они единодушно дают высокую оценку работе всей творческой команды под руководством главного режиссера, заслуженного артиста РФ Александра Кутявина и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Вадима Венедиктова. Всегда отличны костюмы Ирины Елистратовой, сценография Алексея Михальчева, балетные номера в постановке Елены Щербаковой. В юбилейном, 85-м, театральном сезоне зрителям представлены три премьеры. Мюзикл Кима Брейбурга «Дубровский» и мюзикл Геннадия Гладкова «Обыкновенные чудо» стали яркими событиями в культурной и художественной жизни города. Не остались без внимания и юные зрители: для них театр поставил веселую музыкальную детективную историю «Следствие ведет Снегов и Ко » Егора Шашина. Всего же в завершившемся сезоне театром было показано 220 спектаклей, на которых побывали более семидесяти тысяч зрителей. Официальное открытие нового сезона состоится 29 сентября. Но уже 22 сентября пройдет выездной спектакль на сцене ЦКиИ «Октябрь» в городе Волжском. Здесь можно будет увидеть популярнейшую музыкальную шоу-программу «Мюзикл-шоу». На 22 октября запланирован бенефис ведущей солистки театра Светланы Османовой в оперетте «Веселая вдова» Ф. Легара. А сами юбилейные торжества начнутся в первые дни ноября. Так что следите за афишей, театралы!

 

Людмила МЯКИШЕВА, Елена ТРЕГУБОВА

 
Поделиться: