...ты – травиата!Джузеппе Верди
опера в двух частях, четырех картинах


продолжительность спектакля - 2 часа 40 минут (с одним антрактом)

 

Либретто Франческо Мария Пиаве
(по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями»)

Музыкально-литературная редакция
лауреата Государственной премии РСФСР Владимира Рылова

На сцене Волгоградского музыкального театра бессмертная опера Джузеппе Верди «Травиата» поставлена в авторской музыкально-литературной обработке художественного руководителя Волгоградского музыкального театра, лауреата Государственной премии РСФСР, маэстро Владимира Рылова. После нового творческого прочтения спектакль называется «...ты – травиата!».

- Каждый творческий человек обязан привнести в произведение что-то свое, - рассказывает автор новой музыкально-литературной обработки Владимир Рылов. – Конечно, это определенная провокация, и я надеюсь, она вызовет у зрителя интерес.

Маэстро Владимир Рылов признался, что когда начал работу над партитурой «Травиаты», то хотел обострить нерв и проблематику, заинтересовавшую Верди в повести Дюма-сына «Дама с камелиями», которая и вдохновила великого композитора на написание оперы.

- Тема лжи, жизни во лжи, лицемерия общества, тема продажной любви – это все проблемы вселенского масштаба, - рассказывает музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Владимир Рылов. – Главная героиня – Виолетта, фигура страдающая, и она умирает не от болезни, а от сознания того, что живет во лжи – и в своем отношении к тексту, в его переводе, я постарался обострить именно эту проблему. Там есть буквально такие слова: «Лгать надо – ведь ты – травиата!», которые стали лейтмотивом новой постановки и дали название премьерного спектакля.

К работе над постановкой Волгоградского музыкального театра «...ты – травиата!» были привлечены московские специалисты. Режиссером-постановщиком премьерной оперы «...ты – травиата!» является профессор кафедры оперной подготовки и режиссер Театра-студии Российской Академии музыки имени Гнесиных Елена Бабичева. Здесь она преподает с 1980 года и за годы работы воспитала целую плеяду артистов-певцов: А.Аглатова, Н.Басков, М.Максакова, П.Налич и др.

Художником-постановщиком новой постановки Волгоградского музыкального театра выступил приглашенный из Москвы художник, архитектор и график Андрей Щелоков, выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ. Им оформлено более 50 спектаклей и музыкальных постановок в различных театрах страны. Помимо этого он серьезно занимается станковой живописью и архитектурой. С 1997 года постоянно работает главным художником-постановщиком в Цирке Никулина на Цветном бульваре, готовя новые программы и номера.

 



 

Из истории создания

...Она прожила несколько жизней. Первая промелькнула ослепительно и быстротечно (Мари Дюплесси), другая воплотилась на страницах романа Александра Дюма-сына (Маргарита Готье).

А третья жизнь красавицы (уже под именем Виолетты Валери) подарена ей гениальной музыкой Джузеппе Верди и продолжается второе столетие.

В сороковых годах XIX века имя Мари Дюплесси было широко известно парижанам. Редкая красота, природный ум и обаяние молодой девушки помогли ей стать одной из самых модных звезд парижского полусвета. Среди ее многочисленных поклонников были композитор Ф. Лист, поэт Т. Готье. История любви Мари Дюплесси и молодого начинающего литератора Александра Дюма-сына послужила основой для романа «Дама с камелиями». Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывает настояниям его отца — прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году, не достигнув и двадцати пяти лет. Роман «Дама с камелиями» наделал много шума в свете, в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале склонны были видеть самого автора.

Вскоре на основе романа Дюма написал пьесу. Состоявшаяся в 1852 году премьера имела шумный успех. Пьеса обошла все страны Европы.
На парижской премьере «Дамы с камелиями» присутствовал Джузеппе Верди. Пьеса произвела на него сильное впечатление. У композитора рождается дерзкий замысел создания оригинальной оперы на этот современный сюжет. Для работы привлекается один из лучших либреттистов того времени — Ф. Пьяве. Однако премьера оперы, состоявшаяся 6 марта 1853 года на сцене венецианского театра «Ла Фениче», завершилась скандальным провалом. «Травиата» вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов? ...время рассудит», — писал Верди после премьеры.

Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом, композитор показал благородство и душевную красоту Виолетты, ее превосходство не только над той легкомысленной средой, которая ее окружает, но и над добродетельным представителем светского общества — отцом Альфреда. Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение лицемерной буржуазной морали, показ на оперной сцене современной жизни — все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы.Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания. Уже через год, поставленная в другом венецианском театре, «Травиата» имела огромный успех и за несколько лет, обойдя ведущие оперные сцены Европы, навсегда закрепилась в репертуаре. Когда Дюма познакомился с оперой Верди, он воскликнул: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».

Первая постановка оперы «Травиата» на волгоградской сцене состоялась в феврале 1990 года в Волгоградском музыкальном театре (режиссёр Борис Бруштейн, дирижёр – заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов) и успешно шла на протяжении почти 15 лет.

 

Краткое содержание

Действие I

Картина I. Альфред Жермон попадает на праздник в доме Виолетты Валери, знаменитой куртизанки. Она удивлена, узнав о его увлеченности ею и о том, как он волновался во время ее недавней болезни. Альфред провозглашает тост за любовь; Виолетта отвечает тостом во славу удовольствий и блестящей жизни. Почувствовав слабость, она удаляется. Последовав за ней, Альфред умоляет ее позволить ему любить ее и заботиться о ней. Она отвечает, что не нуждается в такой преданности, но приглашает его прийти на следующий день. Оставшись одна, Виолетта размышляет, способна ли она испытывать настоящую любовь. Отвергнув эту идею как безрассудную, она решает вести свободную жизнь, полную лишь удовольствий.

Картина II. Виолетта оставляет свою взбалмошную парижскую жизнь ради Альфреда. Узнав, что она собирается продать свое имущество, чтобы обеспечить их загородную идиллию, Альфред спешит в Париж оплатить долги. В его отсутствие Виолетту навещает Жорж Жермон. Он сообщает, что Альфред, его сын, намеревается передать ей все свое состояние. Виолетта отвечает старшему Жермону, что никогда бы не приняла этого дара, и открывает ему, что жертвует собственное имущество на то, чтобы обеспечить их жизнь с Альфредом. Жермон впечатлен ее благородством, однако умоляет ее оставить его сына, поскольку их связь может разрушить будущность его дочери. Виолетта наконец соглашается и просит лишь о том, чтобы после ее смерти Жермон рассказал дочери правду. Альфред, получив письмо от Виолетты с известием о том, что она его больше не любит, совершенно раздавлен.

Действие II

Картина III. Виолетта приходит на бал со своим новым покровителем, бароном Дюфолем. Мужчины играют; Альфред выигрывает. Виолетта увлекает Альфреда в сторону и умоляет его уйти; он отказывается, угрожая вызвать барона на дуэль. Чтобы не нарушить обещание, данное ею старшему Жермону, Виолетта утверждает, что любит барона. Ослепленный болью и яростью, Альфред созывает гостей и прилюдно оскорбляет Виолетту.

Картина IV. На смертном одре, поддерживаемая Анниной, Виолетта перечитывает письмо от Жоржа Жермона. Там говорится, что Альфред после дуэли с бароном уехал за границу; отец написал ему, рассказав о самопожертвовании Виолетты. Приходит Альфред, умоляет о прощении и клянётся в вечной любви. Виолетта надеется, что они будут вместе, но она очень слаба. Альфред посылает Аннину за доктором, тот приходит в сопровождении Жоржа Жермона, мучимого раскаянием в своем прежнем поведении по отношению к Виолетте. Он просит прощения, обещает принять ее, как дочь, но уже слишком поздно.