Окунуться в Средневековье

На костюмах к спектаклю «Комедианты» будут звенеть колокольчики

В Волгоградском музыкальном театре полным ходом идет подготовка к спектаклю Марка Самойлова «Комедианты» («Страсти святого Микаэля»), режиссер-постановщик которого – заслуженный артист России Александр Кутявин. Пока актеры заняты репетициями, параллельно идет работа над созданием декораций и костюмов. И там, как положено в каждом деле, есть свои тонкости и нюансы, о которых художники, бутафоры и закройщики не любят говорить, считая, что тем самым нарушают иллюзию легкости восприятия спектакля. Но, окунувшись в театральную кухню и поняв, сколько труда и терпения скрывается за блестящим фасадом, начинаешь еще больше уважать этих невидимых волшебников.

Витражи с секретом

- Достоинство нашего театра – у нас есть свои мастерские и мастера, поэтому ничего не надо заказывать на стороне, - рассказывает художник-постановщик «Комедиантов» Алексей Михальчев. – Случаются такие истории. Пока идет первое представление, для второго действия художники дописывают задник. К антракту он готов, и его еще сырым благополучно вывешивают…У нас подобных авралов не было, мы всегда успевали подготовить декорации в срок. Как бы сказали экономисты, работаем согласно графику, и у нас уже готовы многочисленные геральдические штандарты с династическими гербами, которые украсят сцену в первом действии.

Поясню: действие «Комедиантов» происходит в Средневековье, а в те времена ни один уважающий себя дворянский род не мог не иметь свой семейный герб. Чтобы штандарты выглядели привлекательно, художники выбрали самую плотную ткань – двунитку, нанесли грунт, а дальше расписали.

И какой же средневековый интерьер без витражей? В «Комедиантах» они тоже будут, но в более …облегченном состоянии.

- Сделать витраж из стекла со свинцовыми оплетками или медными впайками невозможно не только по экономическим соображениями, но и из-за веса и техники безопасности, - заметил Алексей. – Это нормальная практика во всем театральном мире, когда художники прибегают к различного рода хитростям. Более того, это даже приветствуется. Так, рамы будут изготовлены не из цельного дерева, а из фанеры и пеноплекса, а цветные стекла заменят на полиэфир – это такой тонкий пластик, который распишут.

Но, несмотря на такие вынужденные уловки, витражи будут выглядеть абсолютно настоящими, словно их взяли напрокат в каком-то средневековом замке. А благодаря грамотно установленному театральному освещению они создадут атмосферу камерности, что и требуется по сценарию спектакля.

Шлейфы велено оставить

Главный художник театра Ирина Елистратова к стилистике Средневековья уже обращалась, когда готовила свой дипломный спектакль «Сон в летнюю ночь». Но в «Комедиантах» идут не просто цитаты из того времени.

- Это Средневековье, пропущенное через костюмы Арлекина и Пьеро, а их темы – активная цветовая гамма, контрастные сочетания, яркий декор, в том числе и бубенчики, которых будет нашито не менее 100 штук, - заметила Ирина.

Чтобы придать костюмам ту самую театральность, главный художник прибегла к лоскутной технике, и в результате только в одном костюме используется от пяти до семи видов ткани, не считая приклада.

Но женский средневековый костюм задал художникам и закройщикам немало задач.

- Кто хоть немного знаком с одеждой той эпохи, знает: она была с длинными рукавами, со шлейфом, кроме того, учитывая, что в Средние века была мода на беременность, на живот накладывали валик, - уточняет заведующая пошивочным цехом музыкального театра Анна Егорова. – Манеры средневековой дамы были неторопливые, плавные, а барышни из нашего спектакля много танцуют. Мы хотели для свободы движения как-то облегчить костюм, но нам было велено оставить шлейфы, потому что должен сохраниться особый, типичный для Средневековья S-образный силуэт. Иначе приспособленные под танцы костюмы просто потеряют особый стиль.

Мария Горбунова