Не быть птицей в клетке

В Волгоградском музыкальном театре прошла премьера оперы «...ты – травиата!»

В Волгоградском музыкальном театре продолжаются премьерные показы оперы «...ты – травиата!» на музыку Джузеппе Верди в музыкально-литературной обработке художественного руководителя и лауреата Государственной премии РСФСР Владимира Рылова.

Некогда вердиевская «Травиата» шла в Волгоградском музыкальном театре. Теперь она вновь вернулась в репертуарную афишу, но совершенно в ином качестве. Это не реконструкция, не возврат к прошлому – это совершенно новая постановка, в иной стилистике, с другими акцентами и с массой режиссерских находок, о которых мы и расскажем.

Каждый постановщик привносит в «Травиату» свое авторское видение – иначе нельзя, потому что каждый творческий человек по-разному видит и интерпретирует одно и то же произведение – в этом и состоит смысл искусства. Маэстро Владимир Рылов стал автором музыкально-литературной обработки, а режиссер-постановщик – профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Елена Бабичева, создала на сцене удивительное действо.

- Мною было поставлено 10 спектаклей классического репертуара – «Свадьба Фигаро», «Евгений Онегин» и многие другие, - рассказывает Елена Викторовна. - Но этот спектакль для меня совершенно особенный. Он полностью мною сочинен. Музыка, поток идей, анализ образов героев, их поступков и действий – я об этом почти круглосуточно думала и соединяла одно с другим.

Нет, в спектакле нет и намека на авангардизм, постмодернизм и на прочие стилевые эксперименты, которые далеко не всегда оправданы. Но каждая минута действа настолько продумана, в ней столько зашифрованного смысла, что это позволит не только наслаждаться голосами исполнителей, но и разгадывать определенные символы-ребусы. Здесь все не случайно и несет подтекст: большая пустая картинная рама; белый палантин; издевки гостей над эскизами Альфреда; преподнесенная Виолетте в подарок птица в золоченной клетке...

В каждой из четырех картин действий создана точная эмоциональная атмосфера: тягостное предчувствие чего-то неотвратимо страшного царит в салоне у Виолетты; загородный дом, где живут двое влюбленных, наполнен светом; гостиная куртизанки Флоры устроена в лучших традициях игорного дома. И в последней сцене – в комнате, где умирает Виолетта, все аскетично и это чрезмерная простота лишь подчеркивает опустошение.

- Многие спрашивают, почему такое название: «...ты – травиата!», - говорит режиссер-постановщик. - Как известно «травиата» с итальянского переводится, как «падшая», «заблудшая», что придало скандальности вердиевской опере, не ставший заигрывать со зрителями. И сейчас «...ты – травиата!» является своеобразным указующим перстом со сцены в зал, потому что в нашем обществе немало юных существ, которые оказываются втянуты в бушующую, несущуюся, как поток шоу-бизнес, в жизнь ярких, но пустых тусовок. Они оказываются на настоящей ярмарке тщеславия, из которой не всегда есть выход.

Наталья Журбина
Фото Сергея Желтова